![]() |
На берегу реки Адьяр, в тени вековых баньянов, стоит старинный дом с широкими верандами. Здесь, в сердце Индии, царит особая атмосфера — будто время замедляет ход, а воздух наполнен тихим шепотом древних истин. Это штаб-квартира Теософского общества, основанного удивительной женщиной, чья жизнь была полна загадок, приключений и духовных прозрений.
|
Каждый раз, попадая в южноиндийский город Ченнай (бывший Мадрас), мне хочется поскорее покинуть его. Уж слишком огромен и многолюден он, да и с экологией тут далеко не идеально. А в этот раз перед вылетом в Москву у нас оставалась пара свободных дней, которые не хотелось проводить в городской суете. И тогда Борис предложил: «Сегодня мы поедем в гости к Блаватской!»
Я, конечна, и раньше слышала, что именно где-то в этих местах находится резиденция Теософского общества, которое было основано при её непосредственном участии ровно 150 лет назад. Но никак не могла подумать, что можно вот так просто попасть туда без предварительного согласования с руководством. И мои опасения подтвердились.
Рядом с нашим отелем, расположенным в центральной части Ченная находился небольшой автовокзал. Огромные автобусы до отказа забитые людьми один за другим отправлялись по самым разным маршрутам. Нам с трудом удалось выяснить, какой из них едет в нужном нам направлении. И, дождавшись наш рейс, мы двинулись в путь.
Но приехав в Адьяр, нас ждало разочарование. Резиденция Теософского общества была закрыта. У проходной сидели неприступного вида охранники. Судя по выражению их лиц, можно было предположить, что они стерегут какой-то сверхсекретный объект. Они то и объяснили нам, что из-за ковидных ограничений вход в этом году сюда запрещен.
Мы удивились. По всей Индии давно уже забыли о карантине, хотя многие местные жители по привычке все еще ходят в защитных масках. Но видимо, руководители общества решили подстраховаться. А возможно, они настолько устали от многочисленных назойливых посетителей, которые толпами приходили сюда, как в парк развлечений, и, воспользовавшись ситуацией, решили продлить антиковидные ограничения на своей территории.
Препираться с охранниками было бесполезно. Они лишь любезно разрешили посетить книжный магазин, расположенный неподалеку от проходной. Надо сказать, что Теософское общество имеет даже свою типографию, в которой печатаются книги известных оккультистов. И первая книга, на которую мы здесь обратили внимание – была «Тайная доктрина» в двух увесистых томах на русском языке. Остальные издания были на английском, тамильском и еще на нескольких европейских.
Оказавшись на улице, мы решили прогуляться вдоль высоченного каменного забора, за которым находились настоящие лесопарковые джунгли. И тут Борис, который до этого уже дважды посещал эту резиденцию и даже брал интервью у его руководителей, сказал:
- Я знаю, как попасть туда. Только надо надеть на себя ментальную «шапку-невидимку». Вон там есть еще один вход, о котором мало кто знает…
И мы направились к воротам, расположенным примерно в километре от основного входа. Подойдя ближе, увидели восседающего в плетеном кресле тучного секьюрити читающего газету. Не обращая на него внимания и даже не смотря в его сторону, мы спокойно прошли мимо этого стража порядка, как если бы ходили здесь изо дня в день. К моему удивлению он никак не среагировал на то, что мы прошли буквально в двух метрах от него.
И вот мы уже под раскидистыми деревьями на территории Теософского общества. Никто за нами не гнался и не пытался остановить. Фокус с «шапкой-невидимкой» сработал.
Набрав полной грудью воздух, я облегченно выдохнула и сразу же ощутила легкость и спокойствие. Место это было окутано легендами: говорят, здесь медитировали масоны, хранились древние манускрипты, а под землёй скрывались тайные ходы.
— А ты уверен, что здесь нет камер? — спросила я на всякий случай, оглядываясь по сторонам.
- Возможно есть, - услышала в ответ, – но другого такого случая побывать в этих местах на этот раз у тебя уже не будет.
Ветви старых деревьев скрывали нас от посторонних глаз. Под ногами хрустели опавшие листья, а в воздухе витал сладковатый запах цветущих растений.
Первым делом мы направились к главной достопримечательности — огромному баньяну, чьи воздушные корни спускались к земле, словно щупальца древнего духа.
- Этому дереву почти 500 лет и оно помнит всех, кто приходил сюда за знаниями, — сказал Борис, касаясь шершавой коры.
Мы сели на каменную скамейку возле прохода к баньяну и попытались медитировать. Тишина была почти мистической — только слышался лёгкий шелест листьев и далёкий шум прибоя где-то у моря. Но через несколько минут я резко открыла глаза:
- Мне кажется, кто-то идёт...
Мы замерли, прислушиваясь. Шаги действительно раздавались неподалёку, но потом стихли.
- Наверное, ветер? - неуверенно предположил Борис.
Решив не искушать судьбу, мы сделали несколько снимков и двинулись дальше. Среди зарослей обнаружили полуразрушенную беседку с колоннами, покрытыми мхом, а чуть поодаль - странную каменную плиту с выбитыми символами.
- Скорее всего, это и есть масонские знаки - подумалось мне.
И тут я вдруг заметила тропинку, уводящую в густые темно-зеленые заросли. Наверное, там есть что-то важное, мелькнула в голове мысль и я, не раздумывая, направилась по ней, увлекая за собой Бориса. Буквально в полусотне метров перед нами открылся небольшой храм. Мне была знакома его символика - зороастрийская.
Переступив порог храма, я ощутила, как суета внешнего мира осталась где-то далеко. Пространство наполнилось особой тишиной — не пустотой, а живым, осязаемым покоем. Казалось, даже воздух здесь иной: пропитанный ароматами древних ритуалов, он словно вибрировал в такт незримому огню, который, по зороастрийской традиции, символизирует свет истины.
Зороастризм — одна из древнейших религий, и, стоя в этом храме, я могла почувствовать, как время теряет линейность. Мысли о мудрости пророка Заратустры, о вечной борьбе света и тьмы, о выборе человека между добром и злом — всё это становилось не абстракцией, а чем-то очень личным.
Несмотря на то, что в храме никого не было, в его центре горел огонь. Я знала, что в зороастризме он — центральный символ божественного. Пламя, мерцающее в полумраке, притягивало взгляд. Я ощутила, как внутренние сомнения и тревоги постепенно сгорают, оставляя после себя лёгкость и ясность. Свет — не просто метафора, а реальная сила, которая проникает внутрь и освещает даже потаённые уголки души.
И тут я задумалась: почему этот храм оказался на территории Теософского общества? И тут же в голове прозвучал ответ: все религии – исходят из единого источника. И я особенно остро почувствовала, что все духовные пути ведут к одному — к познанию себя и высшей истины. Здесь нет места догмам, только тихое, но мощное ощущение связи с чем-то большим, чем ты сам.
После посещения этого храма во мне осталось странное чувство — будто я вернулась из путешествия не в пространстве, а во времени, или внутри себя. И оставался тихий отголосок храма: напоминание о том, что свет и мудрость — всегда рядом, стоит только остановиться и прислушаться.
Внезапно в кустах что-то зашуршало. Повернувшись, я увидела фигуру, приближавшуюся к нам. Но волнения уже не было. Даже возникло любопытство: кто это тут еще бродит? Приблизившись к нам, темнокожий тамилец приветливо улыбнулся и сказал:
- Раз вы уж здесь, то идемте со мной пить чай, – и он указал рукой на виднеющееся среди деревьев строение.
Вскоре мы уже сидели в каком-то служебном помещении - скорее всего, предназначенном для обслуживающего персонала, пили ароматный чай с лепешками и мирно разговаривали.
От нашего нового знакомого – его звали Динеш - мы узнали, что пару дней назад все руководство Теософского общества отправилось в Дели на проходящий там симпозиум, а ему поручили следить за порядком. И вот сейчас как раз пора делать обход и уборку.
- Если хотите, могу вас взять с собой и показать комнаты, где жила и работала ваша землячка, - предложил Динеш.
Такого подарка судьбы мы не ожидали и начали торопить его, пока он не передумал.
Когда Динеш отворил дверь комнаты Елены Блаватской, время будто выдохнуло. Воздух был густым, напоённым запахом старых книг, воска и чего-то неуловимого — может, ладана, а может, воспоминаний, осевших в щелях деревянных половиц.
Стены, помнившие её шаги, её голос, её беседы с незримыми учителями, смотрели на меня с безмолвным знанием. Казалось, если прикоснуться к столу, на котором она писала «Тайную доктрину», пальцы ощутят лёгкий ток — отзвук её неугомонной мысли. Солнечный свет, пробиваясь сквозь пыльные стёкла, рисовал на полу призрачные узоры, и в них мерещились знаки — то ли санскрит, то ли просто игра теней.
Я стоял, затаив дыхание, и чувствовал, как что-то незримое шевелится в груди. Не страх, не восторг — скорее, странное узнавание. Будто эти стены хранили не просто мебель и книги, а само её присутствие, отпечаток духа, который всё ещё спорит с миром, всё ещё ищет истину за гранью видимого.
А потом Динеш заговорил, и все видение рассеялось. Но в глубине сознания осталось ощущение, что я ненадолго прикоснулся к чему-то большему — к тихому эху женщины, которая говорила с богами и не боялась быть непонятой.
И когда мы вышли из здания, мне вдруг захотелось оглянуться — будто вслед мне, из-за прикрытой двери, донесётся лёгкий шёпот: «Ты ведь чувствуешь, да? Это ещё не конец…»
Родившись в 1831 году в аристократической семье в Российской империи, Елена с детства отличалась необычайной силой духа и независимостью. В 17 лет она сбежала из дома, чтобы избежать мучений в нежеланном браке, и отправилась в странствия, которые продлились десятилетия.
Она пересекала пустыни Египта, поднималась в Гималаи, жила среди тибетских монахов и индийских гуру. Говорят, что в Тибете она обучалась у таинственных Махатм — духовных учителей, хранящих древнюю мудрость. Позже она напишет: «Истина не принадлежит ни Востоку, ни Западу — она везде, где есть искатели».
В 1875 году в Нью-Йорке Блаватская вместе с полковником Генри Олкоттом основала Теософское общество. Его девиз — «Нет религии выше истины» — отражал главную идею: все верования и науки — лишь разные пути к одному знанию.
Теософия (от греч. «theos» — Бог и «sophia» — мудрость) утверждала:
- Вселенная едина и одухотворена.
- Человек — не только тело, но и душа, связанная с космосом.
- Реинкарнация и карма — законы духовной эволюции.
Блаватская говорила, что мир гораздо сложнее, чем кажется, и что за видимой реальностью скрыты тонкие планы бытия, населенные мудрецами, духами и высшими сущностями.
В 1882 году штаб-квартира Теософского общества переехала из Нью-Йорка в это самое место - в Адьяр. И по сей день здесь царит особая атмосфера: в библиотеке хранятся древние манускрипты, в залах звучат медитации, а в тени деревьев проходят беседы о вечном.
Блаватская провела здесь последние годы, работая над главным трудом — «Тайной Доктриной», книгой, которая пыталась объяснить происхождение мира, человека и смысл жизни. Она писала: «Законы природы неизменны, но люди слишком слепы, чтобы видеть их».
Ее обвиняли в мошенничестве, называли шарлатанкой, но последователи верили, что она принесла в мир забытые знания. Сегодня теософия вдохновляет миллионы, а в Адьяре по-прежнему собираются искатели истины.
И я на себе почувствовала, что когда находишься в той самой комнате, где когда-то сидела Блаватская, кажется, что время теряет силу. Может быть, она была права: «жизнь — лишь один из этапов великого путешествия души».
«Смелость — это не отсутствие страха, а победа над ним», — говорила Елена Петровна. И в этих словах — вся ее жизнь: бесстрашная, яркая, как пламя, зажженное во тьме невежества.
Согласно теософии, душа проходит через множество воплощений, накапливая опыт и преодолевая иллюзии материального мира. Пробуждение происходит, когда человек осознаёт закон кармы и начинает сознательно работать над своим духовным развитием. Блаватская писала, что большинство людей живёт в состоянии сна, погружённые в материальные заботы и эгоистичные желания. Пробуждение души – это выход из-под власти иллюзий (майи) и осознание высших духовных истин. И этот процесс духовного преображения ведет к освобождению от невежества и слиянию с божественным началом.
Елена Романова